Тематический форум ВМЕСТЕ

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Тематический форум ВМЕСТЕ » #Справочник на Тему » Лесбийские отношения в искусстве


Лесбийские отношения в искусстве

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Тема лесбийских отношений встречается в искусстве начиная со времён античности.

http://s1.uploads.ru/t/Zej9x.jpg
В картине Франсуа Буше Каллисто и Юпитер Зевс принимает образ Артемиды и делит ложе с Каллисто


Живопись

В европейской культурной традиции первым и единственным из дошедших до нас примеров визуального воплощения лесбийских отношений являются фрески Thermae suburbanae римского города Помпеи. В последующие времена лесбийские отношения в европейской культуре являлись табуированным явлением вследствие однозначно негативного рассмотрения в христианской религиозной практике. Позднее, с восстановлением интереса к античности и античной мифологии, картины на определённые сюжеты, трактуемые как лесбийские, либо содержащие лесбийский эротический подтекст стали появляться в творчестве таких европейских мастеров, как Франсуа Буше, Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, Жан Огюст Доминик Энгр (тондо «Турецкие бани»), Гюстав Курбе , Анри де Тулуз-Лотрек, Густав Климт , Эгон Шиле, Кристиан Шад, Альбер Марке Бальтюс  и Леонор Фини .

http://s1.uploads.ru/t/fjmD9.jpg
Спящие (сон) Гюстава Курбе (1866)

Более чувственные взаимоотношения являются составной частью работ таких известных эротических художников-иллюстраторов, как Эдуар Анри Авриль , Франц фон Байрос, Martin van Maële, Rojan, Gerda Wegener , Vala Moro, и Tom Poulton.

В отличие от запада, в японской культуре тема лесбийской любви, равно как и сами подобные отношения, не находились под запретом. Лесбийские мотивы проявляются (хотя и в меньшей степени, чем гетеросексуальные или связь между мужчинами) и в классическом японском эротическом жанре сюнга, включая работы таких мастеров, как Утамаро , Хокусай, Кацукава Сюнсё, Утагава Кунисада, Утагава Куниёси, Янагава Сигенобу , Кейсай Эйсен, Каванабе Кёсай, и Икеда Теруката. Важную роль лесбийские эротические мотивы играют в творчестве современной художницы Одри Кавасаки.

0

2

Кино

Лесбиянство (или намёк на его присутствие) нашло отражение в фильмах довольно рано. Поначалу изображение лесбиянок в кино копировалось из соседнего жанра, литературы, путём переноса способов и целей показа персонажей книг на героев фильмов. Женщина, бросающая вызов устоявшемуся восприятию своей женской роли, воспринималась более спокойно, чем мужчина, ставящий под сомнение свою мужественность. Актрисы в роли мужчин появились с 1914 года (Эдит Стори в фильме «Очарование Флориды»). В «Марокко» (1930) Марлен Дитрих поцеловала другую женщину в губы, Кэтрин Хепберн сыграла мужчину в «Кристофере Стронге» (1933) и ещё раз в «Сильвии Скарлетт» (1936). Открыто женская гомосексуальность показана в фильме «Ящик Пандоры» (1929) в исполнении Луизы Брукс и Алис Робер.

http://s1.uploads.ru/t/eCW0N.jpg
Ящик Пандоры / Die Buchse der Pandora / Pandora's Box (1929)

Голливуд следовал в подобном направлении. Однако принятие в 1930 году Кодекса Хейса запретило любые ссылки на гомосексуальность в фильмах под грифом «сексуальные извращения». Немецкие фильмы продолжали изображать гомосексуальность и показывались по всей Европе. Первый фильм, темой которого стали непосредственно сами лесбийские отношения, был «Девушки в униформе» (1931), снятый по роману Кристы Винслоу режиссёром Леонтин Саган. Фильм был создан, в основном, усилиями женского коллектива. Картина произвела сильный эффект в среде немецких лесбийских клубов, который, однако, был перекрыт культом, последовавшим за фильмом «Голубой ангел» (1930). «Девушки в униформе» не демонстрировался в США из-за того, что в картине показывалась любовь девушки-подростка к учительнице.

http://s1.uploads.ru/t/FO82m.jpg
Девушки в униформе / Mädchen in Uniform (1931)

Длительный период действия кодекса Хейса сильно повлиял на отображение гомосексуальности в кинематографе, учитывая роль Голливуда в этой сфере. В силу действия кодекса, лесбиянство после 1930 года практически исчезло из фильмов, даже из тех, замысел которых изначально предполагал явное присутствие персонажей-лесбиянок. Вплоть до 1980—1990-х годов любое касание темы лесбийской любви в фильмах всегда заставляло зрителей лишь предполагать, что такие отношения действительно имели место, догадываясь об этом по развитию сюжета или отдельным репликам персонажей.

В 1934 году состоялась постановка на Бродвее дебютной пьесы сценаристки Лилиан Хеллман «Детский час». По сюжету пьесы основавшие школу для девочек директриса и учительница становятся мишенью злонамеренно распространяемых сплетен недовольной ученицей. Скоро женщинам приходится столкнуться с публичными обвинениями в лесбийской связи. Пьеса была номинирована на Пулитцеровкую премию, запрещена в Бостоне, Лондоне и Чикаго и побила рекорд представлений в Нью-Йорке (691 показ). Однако экранизация пьесы, осуществлённая Билли Уайлером, внесла значительные изменения в сюжет. Отношения преобразовались в гетеросексуальный любовный треугольник, и сам фильм сменил название на «Эти трое» (1936). Биографический фильм «Королева Кристина» (1933) с участием Греты Гарбо завуалировал большинство намёков на романы шведской королевы с женщинами, хотя его лесбийская чувственность была отмечена многими. Гомосексуальность, лесбиянство явно никогда не упоминались в фильмах вплоть до тех пор, пока Кодекс не был отменён. Причина, по которой цензоры приказали убрать лесбийскую сцену из «Оливии» (1954): она «…непристойна и может повлечь крах морали». «Всё о Еве» (1950) первоначально имел по сценарию в качестве главной героини лесбиянку, но в финальной версии фильма это практически не заметно.

В 60-х Кодекс стал считаться устаревшим. В 1961 Билли Уайлер снимает новую версию «Детского часа» с Одри Хепберн и Ширли Маклейн. После того, как персонаж Маклейн осознаёт свою любовь к женщине, она кончает жизнь самоубийством. Это создало прецедент. С тех пор многие фильмы, затрагивающие гомосексуальность, имели печальный конец. Часто действующих лиц с гомосексуальной ориентацией в конце убивают, например, смерть героини Сэнди Деннис в «Лисе» (1968). Если же лесбиянка — не жертва, то тогда она показывалась злодейкой либо разрушительницей морали, подобно персонажам хозяйки борделя в исполнении Барбары Стенвик в фильме «Прогулка по беспутному кварталу» (1962) и Шелли Уинтерс в «Балконе» (1963). «Ребекка» (1940) Альфреда Хичкока, снятая по роману Дафны Дюморье, более-менее открыто ссылалась на лесбийские отношения, но два персонажа, вовлечённые в них, изображены с отрицательной стороны: миссис Дэнверс изображена как одержимая жестокая невротичка, а оставшаяся за кадром Ребекка описывается эгоистичной, злобной и склонной к самоубийству. Лесбиянки как жестокие женщины показаны в фильмах про женские тюрьмы («Взаперти» (1950)) или, например, героиня Розы Клебб в «Из России с любовью» (1963). Неоднократно повторяется тема лесбиянок-вампиров: «Дочь Дракулы» (1936), «Кровь и розы» (1960), «Голод» (1983). «Основной инстинкт» (1992), где главный персонаж — бисексуальная убийца в исполнении Шерон Стоун, стал одним из фильмов, вызвавшим бурю протестов против изображения лиц гомосексуальной ориентации как жестоких личностей.

http://s1.uploads.ru/t/OmxCS.jpg
Фильм Ребекка 1940 (Rebecca)

Первым фильмом, рассматривающим лесбиянство с примечательной глубиной, был фильм «Убийство сестры Джордж» (1968), снятый в клубе «Гейтвей» — лесбийском пабе в Лондоне, имеющем длительную историю. В фильме впервые за долгое время показан персонаж, однозначно воспринимаемый как лесбиянка. Историк кино Вито Руссо считает картину неоднозначным толкованием многогранного персонажа, который принуждаем другими лесбиянками замкнуться и утратить свою открытость и прямоту. «Личный рекорд» (1982) и «Лиана» (1983) рассматривают лесбийские отношения с большей симпатией, чем это было до тех пор, а также включают в себя любовные сцены, хотя ни в одном из фильмов отношения не являются счастливыми. «Личный рекорд» критиковался за использование стандартного клише, когда женщина возвращается к отношениям с мужчиной, подразумевая, что её лесбийские наклонности были лишь временными, а также за трактование лесбийских отношений с неприкрытым вуайеризмом. Весьма неопределённое изображение персонажей получилось в «Силквуд» (1983), «Цветах пурпура» (1985) и «Жареных зелёных помидорах» (1991), несмотря на то, что исходный материал однозначно определял сексуальную ориентацию героев. Фильмы крупных киностудий с открыто показанными лесбийскими отношениями, персонажами-лесбиянками, вызывающими симпатию, а также лесбиянками в роли главных действующих лиц начали выходить в 1990-х годах.

Эра независимого фильмопроизводства принесла различные сюжеты, авторов и режиссёров. Фильм «Неприкаянные сердца» (1985) стал одним из наиболее успешных. Снятый лесбиянкой Донной Дич, он основан на романе «Пустыня сердца» Джейн Рул. Критики по разному восприняли картину, но она заслужила тёплый отклик в гей-прессе. Поздние 1980-е и 1990-е открыли целую серию фильмов, объединённых под названием New Queer Cinema, рассматривающих тему гомосексуальной любви серьёзно. Фильмы, рассматривающие лесбиянство, это и авангардная романтическая комедия Розы Троше «Ловись, рыбка» (1994), и первый фильм об афроамериканских лесбиянках «Женщина-арбуз» (1995). Реализм в фильмах о лесбиянках получил дальнейшее развитие с появлением романтических историй, таких как «Две влюблённые девушки» (1995), «Когда опускается ночь» (1995), «Лучше, чем шоколад» (1999), в социальной сатире «Неисправимые» (2001). Произошло переосмысление темы лесбиянок как жестоких личностей путём рассмотрения сложной мотивации персонажей фильмов «Небесные создания» (1994) Питера Джексона, оскароносного фильма-биографии Эйлин Уорнос «Монстр» (2003), а также исследование многогранных проявлений сексуальности и гендера в фильмах «В погоне за Эми» (1997), «Целуя Джессику Штейн» (2001), «Парни не плачут» (1999).

http://s1.uploads.ru/t/Ea3us.jpg
Кадр фильма Парни не плачут (1999)

В целом, в современном кинематографе, затрагивающем тему гомосексуальности, можно отметить появление фильмов с героями, которых занимают не только проблемы сексуальной ориентации, а гораздо более широкий круг вопросов, связанных с лесбийскими отношениями, которые нельзя свести лишь к сексуальному желанию и выяснению взаимоотношений между влюблёнными. Примерами таких фильмов могут служить «Если бы стены могли говорить 2» (2000) и другие.

0

3

Литература
(материала мало, поэтому, если у кого есть что дополнить - милости прошу)

В 1950-х и 1960-х лесбийская развлекательная литература стала публиковаться в Соединённых Штатах Америки и Великобритании, часто под «зашифрованными» заголовками вроде «Злая дружба» Вина Паркера или «Хроники Бибо Бринкер» Анн Баннон.

Во время второй волны феминизма 1970-х лесбийские романы стали более политизированными. Эти произведения часто содержали идеологию сепаратистского феминизма, и это можно было наблюдать в других видах лесбийского искусства. Одно из наиболее ярких произведений этого периода — повесть «Джунгли рубиновых плодов» (Rubyfruit Jungle) Риты Браун (Rita Mae Brown).

Так же -

    Пьер Луи: «Дамский остров» (L'île aux dames) и «Песни Билитис» (Les Chansons de Bilitis, 1894)
    София Парнок: «Стихотворения» (1916)
    Жанет Винтерсон: «Oranges Are Not the Only Fruit» (1985); «Written on the Body» (1992)

0

4

Театр

    В 1924 году Мейерхольд ставит в ТиМе «революционное обозрение» «Д. Е.» («Даёшь Европу», М. Г. Подгаецкий, по роману И. Эренбурга «Трест Д.Е.» и произведениям Бернгарда Келлермана). Зритель, среди прочего, был потрясён не только джаз-бандом под руководством Валентина Парнаха в прорисовке растленного образа «фокстротирующей Европы», но и одним из ярких танцевальных номеров спектакля — «Лесбос», в исполнении Зинаиды Райх и Марии Бабановой. Мейерхольд, знакомый с только что изданном в СССР романом «Женщина-холостяк» («Моника Лербье») Виктора Маргерита, и провозглашавший своей постановкой курс на «кинофикацию театра», мог быть осведомлён о фильме Армана Дю Плесси (фр.)русск. «La Garçonne», 1923, запрещённого к показу Цензурным комитетом Франции за «непристойные ласки» (фр. «attouchements indécents») и «похотливые танцы» (фр. «danses lubriques»).

    12 июля 1926 в «Театре дё Пари» (фр.)русск. состоялась премьера инсценировки скандального романа Виктора Маргерита «Холостячка» (фр.  «La Garçonne»). Роль Моники Лербье исполняла Рене Фальконетти, прежде известная театральной публике по ролям лучезарных инженю и очаровательных субреток. Постановка произвела фурор, актриса сразу же была причислена к иконам стиля «безумных двадцатых» . Есть все основания полагать, что выбор актрисы на роль Жанны д’Арк в в своём киношедевре датский режиссёр Карл Теодор Дрейер произвёл не без знакомства с постановкой в «Театр дё Пари».

    2007 — Спектакль «Лесбияночки шума цунами», по одноименной пьесе авангардного драматурга Михаила Волохова с костюмами Вячеслава Зайцева.

0

5

Музыка
(тоже информации не фонтан, прошу дополнять)

    Участницы российской группы Тату в начале карьеры были представлены публике как лесбийская пара, затем отказались от этой идеи. Первым хитом группы является песня из дебютного сингла группы — «Я сошла с ума» (в английском аналоге «All The Things She Said»), повествующая о любви двух девочек-школьниц. Другие песни из репертуара группы, в которых затронута лесбийская тема: «Я твоя не первая» («Show Me Love»), «Зачем я» («Stars»), «Нас не догонят» («Not Gonna Get Us»), «30 минут», «Ты согласна», «Что не хватает», «Loves Me Not», «You and I», «Fly On The Wall».

http://s1.uploads.ru/t/mRo9j.jpg
Девочки из группы ТАТУ

    Тема лесбийской любви присутствует в творчестве Мары, Ночные снайперы, Гости из будущего, Сурганова и Оркестр, Елены Погребижской, Lama, Винтаж, Рефлекс, Леры Массква, Земфиры.

http://s1.uploads.ru/t/WZvBd.jpg
Певица Лама (Lama)

http://s1.uploads.ru/t/kCwVF.jpg
Певица Мара

0

6

Телевидение

Персонажи на телевидении:

    Уиллоу Розенберг, Тара Маклей и Кеннеди в телесериале «Баффи — истребительница вампиров»;
    Доктор Керри Уивер в телесериале «Скорая помощь»;
    Кэрол Уилик, первая жена Росса и её партнёр Сьюзан в телесериале «Друзья»;
    Патти Бувье, сестра Мардж Симпсон в мультсериале «Симпсоны»;
    Многочисленные персонажи в телесериале «Секс в другом городе»;
    Анестезиолог в сериале «Части тела»;
    Доктор Келли Торесс, Эрика Хан и Аризона Роббинс в сериале «Анатомия страсти»;
    Кэтрин Мейфеир и Робин Галахер в сериале «Отчаянные домохозяйки»;
    Линдси Питерсон и Мэлани Маркус в сериале «Близкие друзья»
    Эмили и Наоми из сериала «Молокососы» 3-4 сезон
    Спенсер Карлин и Эшли Дэвис в сериале «Юг нигде»

и многие другие.

весь материал взят из ВИКИПЕДИИ

0

7

Добавляю)

Женское творчество: взгляд на лесбийское искусство

По утверждению искусствоведов, такого понятия как "лесбийское искусство" или "лесбийская художница" не существовало до 70-х годов двадцатого века. Несмотря на это, лесбийские художницы несомненно были и работали до этого времени.

Причина их относительной неизвестности находится в том, что серьезные художницы любых направлений были вообще аномалией, а сексизм и гомофобия в искусстве отражали то же отношение в культуре. Для того, чтобы сделать и продвинуть карьеру в искусстве, многие женщины прибегали к таким простым уловкам как подпись своих работ инициалами, а не полным именем, дабы избежать явной идентификации пола, так же как многие писательницы придумывали себе мужские псевдонимы, чтобы опубликовать свои литературные творения.
http://s1.uploads.ru/i/IDw4O.jpg

Писательница-лесбиянка Джанет Фланнер,
переодетая в мужчину. Такого рода портреты являлись
ярковыраженной лесбийской темой. (1927) Беренис Эбботт

Лесбиянки, которые хотят заниматься искусством, сталкиваются с особенным набором проблем. До недавнего времени, мир европейского высокого искусства принадлежал исключительно мужчинам, они фигурировали в нем как творцы и как потребители. То есть, все, что создавалось в нем, было сделано мужчинами для мужчин, а женщине, тем более лесбиянке, в этом мире не было места. Исключение женщин-творцов и недостаток покровительниц искусства продолжают формировать мир изящных искусств до сих пор.
До начала прошлого века мало кто из художниц-лесбиянок отваживался  открыто рисовать лесбийские образы. Но с появлением творческих салонов Гертруды Стайн и Натали Барни в Париже это начало меняться. Интернациональная группа творческих людей образовалась в литературном салоне Стайн и ее подруги Алис Б. Токлас, которые так же были покровительницами прикладного искусства. Параллельно существовал салон Барни, в котором более открыто покровительствовали гомосексуалам. "Амазонка", так называли Барни в кругу друзей, открывала двери своего салона на протяжении 60 лет.
http://s1.uploads.ru/i/T34CH.jpg
Джуна Барнс (Б. Эбботт)

Одна из фотографов-лесбиянок, которая сформировалась в этом салоне - это Беренис Эбботт (1898-1981). В Нью-Йорке она познакомилась с писательницей и иллюстратором Джуной Барнс, которая и привела ее в салон Барни. Она окончательно переехала в Париж в 1921 году, где стала ассистенткой фотографа-сюрреалиста, Ман Рея, а позже, освоив фотографию, открыла свою студию. Эбботт специализировалась на портретах своих подруг и знакомых.   Одной из выдающихся художниц-лесбиянок среди эмигрантов была Ромейн Брукс (1874-1970). Она родилась в Риме и, по ее воспоминаниям, провела там тяжелое детство. Вынужденная рисовать тайно, потому что ее мать запрещала это, она переехала в Европу, позже остановившись в Париже.
В 1902 году у нее был короткий брак с музыкантом-гомосексуалом, Джоном Бруксом. В этом же году смерть ее матери  сделала ее независимой и богатой, а ее брак ненужным. Она, так же как и Эбботт, увлекалась портретами, на которых фигурировали ее подруги и любовницы, а иногда и она сама. Заинтересованная андрогинностью и гендерными ролями, она превозносила образ женщины-героини или воинственной женщины в своих работах. В ее рисунках доминируют серые оттенки, строгость и суровость. В 1915-м году Брукс встретила Барни, с которой провела почти 50 лет.

http://s1.uploads.ru/i/aFWpA.jpg
Тема переодеваний появляется
почти во всех ее работах. "Питер: молодая английская девушка"
(1923-24, Национальный музей Американского искусства,
Смитсонский Институт) художница и фотограф
Ханнa Глюкштейн. Ромейн Брукс.

В рисунках польской художницы Тамары де Лемпики (1898-1980) можно увидеть больше лесбийской экспрессии чем у ее современниц, хотя ее трудно назвать лесбиянкой, скорее бисексуалкой. Она стала достаточно известной уже при жизни. Ее работы, написанные в стиле арт-деко, остаются популярными до сих пор. Уроженная Тамара Горски в 1916 году вышла замуж за  аристрократа Тадеуса Лемпика. По одной из версий они жили в Петербурге во время революции и ее муж был арестован ЧК, а она сбежала в Европу. По другой версии, они оба уехали в Париж до начала революции, где она училась изящным искусствам в Французской Академии. В 1928 году муж отказался мириться с ее лесбийскими романами и они развелись. Но рядом с ней всегда находился какой-нибудь богатый компаньон. В 1933 году она познакомилась с Сюзи Солидар, с которой провела несколько лет.

http://s1.uploads.ru/i/yOD8f.jpg

На этом автопортрете нарисована Тамара де Лемпикa
со своей первой женщиной, рыжеволосой Ирой Перро,
которая отвезла ее в Италию, чтобы посмотреть
работы итальянских художников.

Примерно на 30 лет позже вышеупомянутых художниц, в мире искусства появилась аргентинская художница Леонор Фини, в работах которой лесбийская тематика принимает более откровенный и эротичный образ.
Леонор Фини родилась в Буэнос-Айресе в 1907 г. После развода, мать годовалой Леонор переезжает с ней в Италию. Отец девочки едет за ними, чтобы похитить Леонор и увезти назад в Аргентину. Но ее мать не сдается и «перепохищает» свою дочь (без малейшей помощи со стороны правоохранительных органов), после чего она вынуждена на протяжении 6 лет маскировать ее под мальчика, пока отец не прекращает поиск.

Творческая карьера Фини также началась с драматической ноты – из-за болезни  глаз она долгое время ходила с перевязанными глазами и жила в темноте. Что послужило развитию неординарной фантазии и внутреннего зрения. После выздоровления она решила заняться искусством. Леонор не посещала ни одного худ. заведения, училась сама и в возрасте 17 лет организовала свой дебют – выставка в Триесте (итальянском городе, где она жила с матерью). Ее стиль обычно относят к сюрреализму, но без ее согласия. В ее творчестве отсутствует мужской образ, она акцентирует женскую сексуальность.

http://s1.uploads.ru/i/Dd4lm.jpg
Леонор Фини использует декоративный фон
на заднем плане, дабы подчеркнуть фигуру одной из женщин,
тогда как фигура другой утопает в светлых тонах дивана.
Обе с закрытыми глазами, на лице лежащей блаженное выражение. (1967)

Многие критики, а так же сами представительницы лесби-сообщества сетуют на то, что в визуальном искусстве образ лесбиянки слишком идеализирован и далек от реальности. Впечатление, которое создается у зрителя после просмотра многих произведений, что все лесбиянки умирают молодыми, потому как мы не видим на картинах и фотографиях женщин старше 35 и что ни на одной из них нет ни грамма лишнего веса и уж, тем более, морщин. Это ложное представление решила разбить своим творчеством американка Ти А. Коррин. Она представляет женскую красоту не в общепринятом понимании оной.

http://s1.uploads.ru/i/bfW3P.jpg

"Поэзия Секса". Посредством черно-белой пленки и негатива,
Коррин главное на ее взгляд в этой композиции – нежность,
близость, а не эротика обнаженных тел. Одна из женщин
поддерживает другую, в то время ее подруга обнимает
ее за шею – такая поза символизирует доверие между партнершами.

Линда Ти родилась во Флориде в 1943 году, к 1968 г. закончила 4 ВУЗа. Она всегда хотела, чтобы ее творчество имело влияние на общество и, зачастую, трудно разделить ее личную жизнь от публичной. В середине 60-х она начала выставлять свои работы. В 80-х стала одной из создательниц "Феминистского Журнала Фотографии". Помимо фотографии, занимается поэзией и прозой. В своем творчестве акцентирует внимание на постоянных (долговременных) лесбийских отношениях.
Как можно убедиться из этого короткого экскурса в женское искусство, лесбийское творчество определенно существует. С каждым новым поколением женщин, оно становится все более экспрессивным и открытым, привлекая к себе все больше внимания общества.

по материалам Орхидея.Ru

+1

8

Маrusya и dhope, спасибо за материал.  http://www.kolobok.us/smiles/standart/good.gif
Снова захотелось в Париж 20-х......  http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/girl_sigh.gif

0

9

Lea написал(а):

Снова захотелось в Париж 20-х......  http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/girl_sigh.gif

Ловлю на слове))) Будет Вам Париж 20-х, Леа)

с уважением

0


Вы здесь » Тематический форум ВМЕСТЕ » #Справочник на Тему » Лесбийские отношения в искусстве